Марина Литвак (marina_m_litvak) wrote in opera,
Марина Литвак
marina_m_litvak
opera

Нужны ли современному музыкальному театру профессионалы?

Режиссура музыкального театра  - занятие в общем-то неблагодарное. Чтобы петь на сцене, надо учиться вокалу. Чтобы дирижировать - надо закончить консерваторию. А чтобы поставить спектакль  - часто достаточно просто иметь хорошие связи. Можно быть актером, дирижером, даже певцом. Господи прости - даже артистом балета (есть тому примеры). Чтобы расставить вокалистов справа-слева, сзади хор и когда скучно - тогда балет, много ума не нужно. Мне приходилось на западе ассистировать на спектакле "Летучая мышь" режиссеру, который всю жизнь проработал ассистентом, получил от жизни шанс и стал ставить. Как он это делал - зрелище было грустное (особенно для меня, имевшей к тому моменту собственную постановку "Летучей мыши" в Саратове, признанную к тому же лучшим спектаклем года там же). Однако спектакль вышел, публика на него ходила...как говорится в рекламе дешевого стирального порошка "а если нет разницы - зачем платить больше"!
Так в чем же разница между профессионалом своего дела и дилетантом?
Если представить себе на минутку, что вам делают хирургическую операцию,например аппендицит удаляют. И вдруг вы видите за операционным столом, например, Романа Виктюка? При всем уважении, вы согласитесь,чтобы аппендикс вам вырезал этот знаменитый режиссер? Или ремонт двигателя на автомобиле - доверите вы его, скажем,  потерявшему голос вокалисту?

В драматическом театре дела обстоят получше. Константин Сергеевич Станиславский создал в своем время своеобразную "библию" актерского мастерства, на этом прочном фундаменте театр простоит еще не один век. Актером просто так не станешь - изволь, если нет таланта, изучить систему. А это ведь труд духовный, не всякий на это способен.

Помню как то на занятиях с Борисом Александровичем Покровским в ГИТИСе я заговорила о увиденном мною тогда спектакле Питера Штайна "Орестея". Спектакль тогда меня потряс, он длился 9 часов, но мне не было скучно, а было желание еще и еще смотреть. Через некоторое время услышала обсуждение этого спектакля курсом театроведов - ругали на чем свет стоит. Вот я и говорю, как же так? Мне спектакль понравился, а им нет...Покровский тогда оживился, глаза засверкали..."Театроведы" - было как красная тряпка для быка. А ведь ему было почти 90 лет))) вот ведь наболело  у него - некомпетентность тех, кто судит! Помню говорил он, что театровед - не может быть профессией, не можешь ты, не умея сам, критиковать другого, ну и так далее...
Разница между профессионалом своего дела и человеком, который притворяется им - наличие (или отсутствие) некой базы, закладываемой в процессе обучения своему делу. Как у врачей, юристов и автослесарей даже.

Эта база - для режиссеров музыкального театра - знание основ музыкальной драматургии. То есть того языка, на котором опера (или оперетта) создана. Плюс естественно система Станиславского. Только владея этими основами, можно профессионально работать на сцене музыкального театра.

Но вот вопрос - понимает ли зритель разницу? Или ему достаточно обычного, традиционного "концерта в костюмах"? Хлопают то всегда...Или все таки оперный спектакль - вещь элитарная, нужная для самосовершенствования духовного тех немногих, кто понимает в этом толк? 

А судьи кто?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments

Deleted comment

к основам профессии безусловно должны быть прибавлен талант, иначе это просто ремесло, но тут уже - дал Бог или нет! а речь о том, что в наше время для того, чтобы ставить оперу, не то что таланта - даже простого ремесла не нужно...
Ох, подчас "режиссерские находки" выглядят так комично, что невольно предпочтешь концерт в костюмах. Иногда весь спектакль состоит из сплошь режиссерских находок, но единым действом никак не смотрится! Если интересно будет, прочитайте мой краткий отзыв на "Кармен" в Большом. http://unechka.livejournal.com/12229.html вот Вам взгляд зрителя. Я не считаю себя знатоком постановочной части, оцениваю с точки зрения "понравилось/не понравилось". Но, если весь зал в едином порыве ухохатывается на самых драматических моментах, тут сложно бывает валить на необразованность публики. Если авангардная постановка сделана талантливо и со вкусом, понравится даже закоренелым ретроградам.

Кстати, с учетом того, что в оперу ходят в основном любители пения, хорошая постановка часто идет приятным дополнением. А, если пение хромает, тут уже ничем не поправишь.
прочитала по Вашей ссылке) да это ж прямое подтверждение моих мыслей! вот в яндексе набрала "режиссер Дэвид Паунтни" - интервью с ним вышло, а там:" Я никогда не учился режиссуре. Так что, глядя на меня, все понятно с ответом. Я ремесленник: занимаясь этим делом, я ему и учусь. "
Ну что тут еще скажешь?
Я прямо сразу вспомнила КВН:
- Эдуард Эдуардович, Вы же пластический хирург! Расскажите нам байку про врачей!
- Эх, да что рассказывать? За день топором намашешься...
Nu u nih za granicej net takogo ponjatija - muzykal'naja dramaturgija... I pro Akulova i Pokrovskogo oni nichego ne slyshali... Beda nachinaetsa, kogda teatral'nyj rezhisser priniaetsa stavit' operu - nachinaetsa kromsanie partitury v ugodu rezhisserskogo zamysla. A tam gde nel'zja kromsat' - pritjagivajut za ushi...
Недавно показывали "Евгений Онегин" из Метрополитен Опера, режиссер Роберт Карстен. Так вот - высочайшее мастерство и знания по музыкальной драматургии. Да, там не было Покровского и Акуловой, но саму-то музыкальную драматургию никто не отменял)))
Партитура спектакля - как карта для умеющего ее читать. Музыку в опере надо не иллюстрировать, надо понять про что она и выразить это в действии. Тогда и скучно никогда не будет.
А еще - талантливый режиссер муз. драматургию чувствует, даже если ее не знает.
Мой пост - про бесталанных неумех, по тем или иным причинам поощряемых недалекой публикой/критикой.